2019 Дания

 

Исторический очерк. Аренда автомобиля. Наш быт. Основные впечатления.

Хельсингёр и замок Кронборг. Роскилле.

Мост Большой Бельт. Оденсе. Леголенд. Рунические камни в Йеллинге.

Шахта Мёнстед-Калькгрубер. Скаген. Поселение викингов Фюркат.

Хорсенс. Белые скалы. Неолитические гробницы.

Копенгаген.

Счастливая страна

Эта небольшая европейская страна с населением менее 6 млн человек стабильно находится на первых местах в международном рейтинге по индексу счастья. И это хорошо заметно, потому что чувствуешь себя в Дании очень комфортно. Кроме индекса счастья, Дания может похвастаться высокими значениями таких индексов, как индексы демократии, свободы прессы, верховенства закона, человеческого развития, экологической эффективности, качества жизни и пр., а также очень низким расслоением населения по размеру богатства. Можно понять, почему датчане не очень охотно участвуют в объединительных европейских процессах, в частности, сохранили свою валюту.

Это одна из самых дорогих стран Европы, жизнь в ней на 40% дороже, чем в среднем по Евросоюзу. ВВП на душу населения в Дании 56,4 тыс. долларов, в России 10,6 (2017 г.). Реальная разница в уровне жизни, конечно, меньше, так как и цены в Дании значительно выше. Если считать ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, то против датских 50 тыс. долларов в России будет 28 тыс. Из этих цифр видно, что цены в Дании в среднем в 3 раза выше (56,4/10,6):(50/28), чем в России.

Большие налоги, высокие зарплаты, сильная крона снижают конкурентоспособность датской экономики (международный рейтинг конкурентоспособности – 81 место (2018 г.), индекс экономической свободы – 76 место). Что помогает ей выжить и успешно конкурировать на мировых рынках? Видимо, неподверженность датчан, как и всех скандинавов, коррупции. Конкуренцию им в этом отношении составляют только всем известный Сингапур и Новая Зеландия. И если в Дании самая низкая коррупция в мире, то Россия по этому показателю только на 138 месте (2018 г.).

Очень хорошо характеризует датчан то, как они защищали евреев во время фашистской оккупации в 1940-45 гг. Еврейская община не подверглась в Дании ограничениям и преследованиям, как в других оккупированных странах. Датская общественность выступила резко против антисемитских подстрекательских статей в нацистской прессе, а король Дании Кристиан X в знак солидарности с датскими евреями посетил синагогу и произнёс там пламенную речь. Он сказал, что «если евреев Дании заставят носить символ, который отличает их от других сограждан, то я и моя семья тоже будем носить этот символ». Дания оказалась единственной страной, где для евреев не было введено обязательное ношение желтой звезды на одежде.

 

История

В древности Ютландский полуостров заселяли германские племена ютов, а в южной части — англов. В 5 веке из Скандинавии перебрались даны. На международную арену усилившиеся даны выступили в конце 8 века, когда они начали совершать набеги на Британию и франкскую империю Карла Великого. Даны были активными участниками походов викингов, которые происходили с конца 8 по 11 век. До 10 века датчане представляли группу почти независимых друг от друга племён, жизнь которых регулировалась началами родового быта. Наиболее могущественным в это время был род Скьёльдунгов. Для нас особый интерес имеет один из представителей этого рода – Рёрик Фрисландский, которого многие историки отождествляют с Рюриком, основателем Русского государства. Рюриковичи правили на Руси 700 лет.

Первым королем Дании считается Горм Старый, в середине 9 века объединивший под своей властью центральную Ютландию. От Горма ведётся родословная всех датских монархов вплоть до правящей королевы Маргрете II, что делает датскую королевскую династию старейшей в Европе, а в мире она уступает только японской. Сын Горма Харальд Синезубый включил в состав страны всю Ютландию и острова Датского архипелага. При Харальде, в 960-х годах, Дания приняла христианство в качестве государственной религии.

Наибольшего могущества датское государство достигло в первой половине 17 века при короле Кристиане IV, занимавшем престол 59 лет. Датская корона в то время владела Норвегией, Исландией, Гренландией, колониями в Индии, Африке и Америке. Но уже при этом же короле, после неудачных войн сначала с католиками, потом со Швецией, Дания во многом утратила свое могущество. Начался процесс постепенного ослабления, и экономического, и политического. В наказание за союз с Наполеоном Дания в 1814 г. лишилась Норвегии, а после потери в 1866 г. в результате войны с Пруссией Шлезвига и Голштинии окончательно утратила серьезное влияние на европейскую политику. Однако датчан не съедает тоска по их имперскому прошлому, и они живут спокойно и счастливо.

 

Аренда автомобиля

По прилете в Каструп, аэропорт Копенгагена, первым делом мы отправились в пункт проката автомобилей. Наше путешествие было организовано именно как автопутешествие, поэтому к вопросу аренды я отнесся самым ответственным образом, малейшая осечка была недопустима. Были получены международные водительские удостоверения, кредитная карта, без которой машину не дадут, и заранее забронирован автомобиль. Об аренде авто в интернете написано немало, я хочу высказать свое мнение по двум принципиальным вопросам.

Во-первых, нет смысла пользоваться услугами брокеров вроде AutoEurope или Rentalcars. Они могут только создать дополнительные проблемы, а не решить их, и русскоязычная поддержка, в случае чего, ничем вам не поможет. К тому же, бронь у брокера надо оплачивать заранее. Во-вторых, нет смысла брать дополнительную страховку. У самих прокатных контор страховка очень дорогая, у брокеров цена разумная, но, скорее всего, вы опять же от них ничего не получите, только потратите массу времени на оформление документов. По условиям аренды, ваша ответственность ограничена 50 тысячами рублей, и принять этот риск на себя будет оптимальным решением.

Изучив отзывы, я остановился на американской компании Alamo, у которой были и лучшие отзывы, и самые низкие цены. Американский сайт почему-то никак не открывался, пришлось бронировать на английском. В пункте проката мы заняли очередь к стойке Alamo и скоро беседовали с очень приятным молодым человеком. Точнее, общались через Яндекс-переводчик. Быстро согласовали все условия, он выдал нам BroBizz, – штуковина для быстрого проезда платных мостов, — дал подписать договор на экране планшета и уже дает ключи от машины. Спрашиваю, что показывать полиции, если нас остановят. Мы, говорит, отправили вам договор на электронную почту, покажете им на телефоне. Нет, говорим, у нас интернета. Хорошо, отвечает, и распечатал нам договор. Полицию, кстати, за все время мы так ни разу и не видели. Восемь дней аренды, второй водитель и детское кресло обошлись нам в 22 тысячи рублей, еще 5 тысяч платные мосты, и 10 тысяч на бензин, который в Дании стоит около 120 руб/л. Ну и еще немного потратились на парковку, в Леголенде 50 крон и на Белых скалах 30 крон (1 крона=10 рублей), в остальных местах находили, где поставить машину бесплатно.

Alamo нас не подвела. Разыскав свой автомобиль на огромной парковке, более 1000 парковочных мест, мы увидели, что нам досталась прекрасная новенькая Шкода Октавиа, только в этом месяце полученная с завода. Кстати, машина более высокого класса, чем мы заказывали, но цену за нее взяли указанную при бронировании. Средний расход бензина у нас вышел менее 5 л/100км, а проехали мы всего более 1500 км. При сдаче машины по окончании путешествия приемщик только быстро оглядел ее снаружи на предмет хорошо видимых повреждений, и всё. Сдали авто мы в субботу, а уже в понедельник Alamo вернула взятые в залог 50 тысяч рублей. В общем, в Дании Alamo зарекомендовала себя самым лучшим образом.

 

Наш быт

Каждую ночь мы останавливались в новом месте. Один раз это был хостел, два раза кемпинги и четыре раза гостевые комнаты в домах у людей. Условия везде были очень комфортные. Если на Алтае в кемпингах электричество дают на два часа в день, а воду привозят во флягах, то в Дании стандарты совершенно другие. В одном кемпинге даже были для семей с детьми специальные душевые-санузлы с подогреваемым полом. Там же мы впервые встретили газовую плиту, которую не надо специально зажигать. Сначала долго искали спички, но, когда не нашли, догадались попробовать открыть газ, а он и загорелся. В кемпингах обязательно есть какие-нибудь развлечения для детей.

 

В Оденсе в нашем распоряжении был весь нижний этаж дома, в том числе гостиная со стеклянной стеной и выходом на зеленую лужайку. А за лужайкой зона отдыха на берегу реки. Причем хозяев вообще не было дома. Они оставили для нас ключ в кей-боксе и сообщили код к нему по СМС.

 

Завтраки и ужины мы готовили сами, а на обед перекусывали йогуртом, какао, булочками, сыром, колбасой и т.п. В общем, обходились без горячего, что экономило нам время и деньги. На фото наша кухня в Вайле.

 

Основные впечатления

Для нас в Дании много неожиданного. Так, в этой северной стране себя неплохо чувствуют некоторые субтропические растения, например, мы не один раз встречали олеандры. И сами датчане оказались на удивление морозоустойчивы. Нас неизменно удивляло, насколько легко они одеваются. Даже малыши в коляске на пронизывающем ветру могут сидеть без шапки и с открытым горлом. Так вот с детства они и привыкают не кутаться, молодцы. И еще мужчины в Дании исключительные здоровяки. Цезарь в записках о галльской войне отмечал, что галлы крупнее римлян, а германцы (многие из которых выходцы из Скандинавии) крупнее галлов. И вот мы смогли убедиться, что это различие сохранилось до нашего времени.

Самым примечательным для Дании я бы назвал дороги, велосипеды, зеленые изгороди и ветряки.

Ветряки – это первое, что видишь в Дании, еще с самолета. Они стоят прямо в море вдоль побережья, и потом сопровождают тебя повсюду. Дания – родина ветряной электроэнергетики. Если в мире в целом ветрогенераторы вырабатывают примерно 4% от всей производимой электроэнергии, то в Дании более 40%. К 2050 г. датчане планируют полностью перейти на возобновляемые источники энергии. Вот только себестоимость такой энергии очень высокая, и электричество в Дании самое дорогое в мире.

Если первые ветряки появились во время энергетического кризиса 1970-х годов, то когда появились первые живые изгороди, сказать нельзя. Видимо, очень давно, и за это время датчане достигли большого мастерства в их выращивании, в парках они могут достигать высоты в несколько метров. Зеленые изгороди возле каждого дома.

Даже в автокемпингах зеленые изгороди.

Зеленые изгороди даже на кладбищах.

Ну и, конечно, в Дании замечательные дороги. Поражает тщательная продуманность всей дорожной инфраструктуры. Дорожная сеть очень развита, поэтому много машин только на магистралях, а чуть съехал – и дорога свободна. За городом много перекрёстков с круговым движением, дороги-то как правило пересекаются равнозначные. Много двухуровневых развязок. Съезды-заезды на магистрали очень длинные, так что легко подстраиваешься под нужную скорость. Зоны отдыха на магистралях могут быть через каждые 30 км. От дороги зона отдыха всегда достаточно далеко и отделена от нее зеленой полосой, так что шум проезжающих машин не мешает. Фуры паркуются отдельно, легковые отдельно, стояночные места размечены. Лавки и столики посидеть перекусить, чистый хороший бесплатный туалет.

Вот типичная датская дорога. Чистота и порядок, идеальный асфальт, выделенная полоса для велосипедистов (вообще за городом велосипедная дорожка, как правило, проходит в отдалении от автомобильной). Велосипедные дорожки и велосипеды вообще повсеместно. В Копенгагене для велосипедистов есть отдельные светофоры, и местами наблюдается что-то вроде велосипедных пробок.

Перекрестки в населенных пунктах иной раз для лучшей заметности выделяют цветом.

Перед пешеходным переходом всегда какое-нибудь хорошо заметное препятствие, которое вынуждает водителя сбавить скорость. На фотографии видно, что проезжая часть на пешеходном переходе сужается.

В населенных пунктах разрешенная скорость 50 км/ч, за городом 80 км/ч, на магистралях 110 км/ч, местами 120 км/ч. Правила четко соблюдаются, так как на дорогах полно камер, а штрафы драконовские. Неудивительно, что в Дании одна из самых низких в мире смертность на дорогах. Меньше только в других скандинавских странах, Англии, Голландии и Швейцарии. Если в России в 2018 г. в ДТП погибло 18 человек на 100 тысяч населения, то в Дании 4 человека.

Для нас необычно то, что в дождь машины делаются чище, а не грязнее. В один из дней мы проехали под дождем 400 км, и вот как выглядела после этого наша машина.

Вообще дожди шли постоянно и порядком мешали. Даже фотоаппарат от сырости вышел из строя, и вторую половину поездки пришлось фотографировать только на телефоны.

<- Наши путешествия Кронборг. Роскилле ->

 

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

Оставить комментарий

73 − = 68