Слишком человеческое

 

<- Воскресение Исход ->

 

Грехопадение

 

На протяжении многих веков в христианском мире не было никаких сомнений в истинности каждого слова Священного писания. Поэтому когда у польского священника и астронома Николая Коперника накопились свидетельства в пользу гелиоцентрической системы мира, он тридцать лет не решался опубликовать свою книгу, и сделал это со всякими оговорками уже перед самой смертью. Будущее показало, что такая осторожность была не напрасна, новое мировоззрение многими было воспринято в штыки. Так, Мартин Лютер писал: «Дурак хочет перевернуть вверх дном все искусство астрономии. Но, как указывает Священное писание, Иисус Навин велел остановиться Солнцу, а не Земле». Сама мысль о том, что Библия может быть в чем-то не права, казалась ужасной и недопустимой.

Однако уже в том же 16 веке начали сгущаться тучи над еще одним библейским преданием – преданием о Ноевом ковчеге. Согласно библейскому рассказу, все ныне существующие животные происходят от спасенных Ноем и выпущенных им на горе Арарат. Но после плавания Колумба, когда европейцы начали осваивать Новый Свет, они обнаружили там множество новых, неизвестных ранее видов животных. Как могло случиться, что все они забрели так далеко, и совершенно не сохранились ни в старых местах обитания, ни по пути? Как вообще ленивцы при своей медлительности и заторможенности смогли преодолеть неблизкий путь от горы Арарат до Южной Америки? Забот еще прибавилось после открытия Австралии, где, как выяснилось, также обитает большое количество уникальных животных. Каким образом все до единого кенгуру ускакали в Австралию, к тому же преодолев по пути широкие морские проливы? К 19 веку количество известных науке видов возросло до такой степени, что стало совершенно невероятным, чтобы все эти животные могли когда-то проживать компактно в одном месте и собраться в ковчег. Авторы предания о всемирном потопе несомненно не представляли, насколько велика Земля и насколько разнообразные животные ее населяют.

Но настоящая гроза грянула в 19 веке, когда совместными усилиями биологов и геологов появилось эволюционное учение, вполне подтвержденное в 20 веке астрономией. Геологи установили, что для формирования километровых толщ осадочных пород необходимы по меньшей мере сотни миллионов лет, а для образования метаморфических пород – и того больше. Биологи обнаружили останки древних вымерших животных и растений, создали теорию изменчивости видов, и доказали, что нынешние флора и фауна есть результат длительного развития. Астрономы раздвинули пределы Вселенной до невероятных расстояний в миллиарды световых лет. А поскольку свет от далеких звезд успел достигнуть Земли, значит, они уже существовали миллиарды лет назад.

Но согласно Библии, мир сотворен Богом примерно 6 или 7 тысяч лет назад. Так появилось противоречие между верой и наукой. На первый взгляд, противоречие может показаться не слишком серьезным, так как эволюционизм принципиально не противоречит идее божественного творения. Эволюцию вполне можно считать развертыванием идеи, которая все время присутствовала в божественном разуме, неизменная цель которой с течением времени проступает все отчетливее. Собственно, еще блаженный Августин (354-430) толковал библейский рассказ о шести днях творения в эволюционном духе, полагая, что сотворение было сначала только потенциальным, а для его актуализации потребовалось некоторое время.

То обстоятельство, что Земля вращается вокруг Солнца, должно было бы научить ревностных верующих все же не воспринимать буквально каждое слово Библии. Однако христианство более или менее решительно отвергает возможность эволюции и твердо стоит на позициях креационизма (от латинского creatio – творение). В доказательство сотворения мира в шесть дней в относительно недалеком прошлом богословы говорят примерно следующее.

«Утверждения ученых о том, что мир существует уже якобы миллиарды лет, нельзя считать вполне достоверными. У науки слишком мало данных, чтобы точно измерить возраст даже нашей планеты, большинство расчетов сделано на основе догадок и гипотез.

Научным методам определения возраста мироздания нельзя доверять еще и потому, что они основаны на предположении, что все процессы во Вселенной всегда протекали так, как это происходит теперь. Однако, по Библии, Бог Своим творческим словом мгновенно вызывает твари из небытия. Преподобный Ефрем Сирин отмечает, что растения, «во время сотворения своего, были порождения одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев и годов». Также и «животные, птицы и человек были вместе и стары и молоды, стары – по виду членов и составов их, молоды – по времени своего сотворения». Методы, основанные, на геологических данных не могут учитывать, что при творении все процессы протекали гораздо быстрее, чем сейчас, и потому дают завышенные результаты при определении возраста Вселенной».

Сердцевину учения креационистов составляет утверждение о том, что Бог создал мир в таком виде, будто он имеет древнее происхождение. Звезды были сотворены вместе с исходящим от них светом, Земля с горами, прорезанными глубокими речными каньонами, и древними окаменелостями, деревья с годичными кольцами, Адам и Ева с отросшими волосами и ногтями. Таким образом, любые свидетельства древности Земли и Вселенной не могут быть достоверными. Серьезный недостаток этой гипотезы заключается в том, что ее невозможно проверить. Как иронично заметил Бертран Рассел (1872-1970), «предположив это, нам уже нет надобности считать мир сотворенным в какой-то определенный момент времени. Все мы могли возникнуть всего пять минут назад — небритые, с дырками в носках и готовыми воспоминаниями».

Надо сказать, что Бог имитирует древность Вселенной с изумительной точностью. Например, мы видим вспышки сверхновых звезд в других галактиках, на расстояниях в миллионы световых лет. Если возраст Вселенной 7 тысяч лет, то эти звезды на самом деле никогда не существовали и не взрывались, но Господь показывает нам свет этих взрывов как совершенно реальных. Геологи способны успешно предсказывать наличие месторождений полезных ископаемых – настолько точна теория эволюции литосферы. А если эволюции не было, то исходные данные для этой теории также придется считать искусной имитацией. Или, скажем, среди исторических дисциплин есть такая интересная, как дендрохронология, которая определяет возраст древесины по годовым кольцам. Годовые кольца деревьев имеют различную ширину, что отражает «жирные» и «тощие» годы, чередование которых для каждой конкретной местности всегда уникально. Сопоставляя спилы деревьев, росших в разное время, можно выстроить единую шкалу, которая показывает не вероятностную, а абсолютно точную датировку для деревянных объектов. Так вот, для Центральной Европы построенная по сосне хронологическая шкала простирается на 11 тысяч лет назад. Получается, что Бог не просто создал деревья уже с годовыми кольцами, но так, чтобы мы могли подумать, что некоторые из этих деревьев росли 11 тысяч лет назад. Сложно объяснить, зачем бы ему так нужно было вводить человека в заблуждение. И почему мы должны считать грандиозную книгу природы, также данную нам Творцом, менее истинной, чем Библия?

Под напором научных доказательств католическая церковь частично признала факт эволюции и официально стоит на позициях эволюционного креационизма. Энциклика 1950 года папы Пия XII «Humani generis» допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, вложив, однако, в него бессмертную душу. После это положение подтверждалось другими папами, например, Иоанном Павлом II в 1996 году, который в послании Папской академии наук писал, что «новые открытия убеждают нас в том, что эволюцию следует признать более чем гипотезой». В православии единой официальной точки зрения на вопросы эволюционного развития нет, но фактически общепринятым является ортодоксальное богословие первых веков христианства. Откройте любой учебник по догматическому богословию, и вы там скорее всего прочитаете, что шесть дней творения это и есть настоящие шесть суток по 24 часа. А так как «светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» были созданы только в четвертый день, то в первые три дня «день и ночь следовали друг за другом не в силу движения солнца, а вследствие пульсации света в установленной Богом мере».

Почему церковь упорно игнорирует достижения науки последних двух веков, станет ясно, когда мы перейдем к вопросу, который и является предметом настоящей статьи – к вопросу о грехопадении. В статье о грехопадении с православного портала «Азбука веры» говорится.

«Грехопаде́ние — первое преступление человека, связанное с нарушением Божьей заповеди о невкушении плодов с дерева познания добра и зла, повлекшее за собой катастрофические последствия как в отношении самого человека, так и в отношении окружающего мира.

Известно, что Бог, обустроив вселенную, создал человека и поселил его в особом саду — Раю, в «Эдеме на востоке». Человеку надлежало «возделывать и хранить» этот сад.

Первозданные люди были нравственно чистыми и невинными. Их душевное и телесное состояние целиком соответствовало предначертаниям Божьим о человеке. Прародители не испытывали ни малейших бесчинных движений в душе, не имели стремлений ко злу. Чтобы они смогли осознанно и свободно сделать свой нравственный выбор, а затем и утвердиться в Добре, Бог назначил им испытание, дал заповедь, сообщив о последствиях возможного ослушания: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

Но диавол, будучи клеветником и завистником, возжелав навредить человеку и разрушить Бого-человеческий союз, подступил к жене, и, заведя разговор, вложил в её сердце коварную мысль: «знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Формально, он предложил Еве то же, что и Господь — уподобление Богу, ведь и Бог призывает: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Однако между призывом Создателя и предложением диавола — принципиальная разница.

Единственный путь к богоуподоблению — тот, в основе которого лежит самоотверженное послушание Богу, стяжание святости: «Будьте святы, потому что Я свят». Этот путь не только нельзя пройти разом и вдруг, он вообще не имеет конца, ведь Бог — беспределен в Своих совершенствах.

Диавол же предложил человеку прямо противоположное: средство мгновенного богоуподобления и автономию, независимость от Творца. Ведь если бы человек, отведав плодов, и действительно стал бы как бог, то Бог стал бы ему больше не нужен (как Бог).

Адам и Ева, знавшие от Владыки, в чём состоит добро и зло, тем не менее не распознали подвох. Вместо того, чтобы отсечь искусителя с порога или хотя бы насторожиться, Ева, а затем и Адам, проглотили наживку, поверили лжи и отвергли Бога. В этом и усматривается глубина их греха. Тот, факт, что они не имели предварительного опыта соприкосновения с коварством, не оправдывает их. Ведь Господь сделал всё, чтобы соблюдение заповеди было для них делом легким и исполнимым.

Во-первых, эта испытательная заповедь носила даже и не положительный, а отрицательный характер, то есть не обязывала к трудному, обременительному действию, а запрещала нетрудное. Наложив запрет на вкушение плодов только с одного дерева, Бог разрешил питаться плодами с многих других деревьев, так что недостатка в хорошей и вкусной еде прародители не испытывали.

Во-вторых, как заметил святой Ефрем Сирин, «Бог не дозволил сатане послать… к Адаму какого-либо Ангела, или Серафима, или Херувима. Не дозволил также сатане и самому прийти в Едемский сад в образе человеческом или божественном… Дозволено же было прийти к ним змию, который, хотя хитер, но безмерно презрен и гнусен. Змий, приступив к людям, не сделал никакого действительного чуда, не принял даже на себя ложного вида, но предстал в том виде, какой имел: предстал пресмыкающимся, с поникшими долу глазами, потому что не мог взирать на сияние зрака той, которую хотел искусить».

Грехопадение привело к страшному результату:
— разладились отношения человека с Богом;
— человека с человеком;
— человека с окружающим миром;
— разладился сам человек, сделавшись тленным и смертным, склонным ко злу, удобопреклонным к воздействию демонических сил».

Для современного человека вся эта история выглядит слишком уж мифологично. Но если вы склонны видеть в ней только аллегорию, в которой следует искать нравственно-этический смысл, то с ортодоксальной точки зрения вы будете категорически неправы. Например, в современных лекциях для семинаристов архимандритов Алипия (Кастальского-Бородина) и Исайи (Белова) следующими аргументами отстаивается буквальное понимание библейской истории.

«Прежде всего возникает вопрос, как смотреть на это повествование: как на действительную историю и понимать буквально или воспринимать как миф, аллегорию, иносказание? Сам бытописатель, несомненно, смотрел на это сказание как на подлинную историю, поместив его в начале своей исторической книги. За подлинную историю принимали повествование о грехопадении прародителей и священные писатели других книг, как канонических, так и неканонических. Так, в книге Премудрости Соломона говорится: Бог создал человека в неистление, и во образ подобия Своего сотвори его; завистию же диаволею смерть вниде в мир (2, 23–24). «От жены начало греха, и тою умираем вси», – говорит Иисус, сын Сирахов (Сир.26-27). Пророк Иезекииль пользуется общими чертами библейского повествования о райской жизни и падении прародителей, чтобы изобразить величие и падение царя Тира: одно историческое событие освещается другим (Иез.28). Пророк Осия говорит о евреях: «Они… подобно Адаму, нарушили завет и… изменили Богу Израилеву» (6, 7). В Новом Завете библейскому повествованию о падении также придается значение исторической достоверности. Апостол Павел говорит, что змий хитростью своею прельстил Еву (2Кор.11,3); или еще: прежде создан Адам, потом Ева, и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление (1Тим.2,13-14). Кроме библейского, существует внебиблейское, весьма древнее, предание языческих народов в пользу историчности Моисеева сказания о грехопадении. Особенно интересен в этом отношении весьма древний памятник, так называемый «халдейский цилиндр». Посредине этого цилиндра изображено дерево с семью ветвями и двумя плодами. По сторонам дерева сидят две фигуры с протянутыми руками, судя по головным уборам, – мужчина и женщина. Сзади женщины изображен поднявшийся змий. Нетрудно понять, что это наглядное изображение библейского сказания о грехопадении. Если прибавить еще, что и у многих других языческих народов имеются сходные с библейским сказания о начале зла в мире, то ясно, что в основе их лежит воспоминание о действительных событиях, совершившихся на заре человеческой истории и описанных в Библии.

Таким образом, повествование книги Бытия о грехопадении прародителей – не миф, не аллегория, а действительное событие, подтверждаемое, можно сказать, общечеловеческим преданием, полное глубокой, психологической правды. Однако змий-диавол был только внешней причиной падения первых людей. Действуя хитростью, советом, внушением, он обольщал, склоняя Еву ко греху, но не принуждал к преступлению заповеди Божией. Поэтому внутренняя и главная причина происхождения греха заключалась в самих прародителях. Склонившись на обольщение диавола, они злоупотребили своей свободной волей, но сделали это не по необходимости и не по принуждению, а единственно по своему собственному решению, почему и понесли ответственность за свою вину».

Доказательства, прямо сказать, не очень убедительные, и опираются в основном на саму Библию. Так почему же христианские богословы столь непреклонны и неуступчивы в толковании библейского рассказа об изгнании первых людей из рая? Дело в том, что предание о грехопадении тесно связано с учением о личности Христа. Вот как говорил об этом священник Иоанн Арсеньев в 1897 году: «Кто отрицает библейское учение о первобытном совершенстве человека и о его грехопадении, тот, конечно, должен отрицать и догмат об искуплении человека; потому что, если человек никогда не падал, если его природа не была испорчена грехом, то спрашивается: к чему же и искупление? А если не нужно искупления, то не нужен и Искупитель. Следовательно, с точки зрения современных отрицателей факта грехопадения человека, совершенно ненужным становится и весь тот сверхъестественный элемент, который занимает в христианском учении о Лице Христовом столь важное и существенное значение, – тот элемент, признание которого равносильно признанию Божества Христова. Такова тесная связь между отрицанием факта грехопадения человека и учением о Божественном происхождении нашего Спасителя».

Вот в чем камень преткновения. Еще от апостола Павла берет начало противопоставление Адама и Христа. Христос – второй Адам, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Эта антитеза, пронизывающая и все богослужение, настолько укоренилась в сознании, что уже кажется – если не было первого Адама, то нет нужды и во втором. Поэтому церковь и предпочитает делать вид, что возражения против историчности грехопадения не очень серьезны. В чем же заключаются эти возражения?

Эволюционная теория говорит, что 18 миллиардов лет Вселенная существовала без человека. Жизнь на Земле зародилась почти сразу после того, как планета немного остыла, порядка 4 миллиардов лет назад. То, что человек теснейшим образом связан с животным миром, нам говорят не только палеонтологические окаменелости, но и генетика. Единство генетического кода абсолютно всех живых организмов на Земле несомненно доказывает, что все они, от вирусов и бактерий до человека включительно, произошли от одного предка. Ученые называют его LUKA — last universal common ancestor, что значит «последний универсальный общий предок». Жизнь потихоньку эволюционировала более трех миллиардов лет, меняя облик Земли, а в период «кембрийского взрыва», 540 миллионов лет назад, началось быстрое ее развитие, хорошо видное в палеонтологической летописи. 300 миллионов лет назад пресмыкающиеся начали осваивать сушу, а 60 миллионов лет назад, после массового вымирания динозавров, началось господство млекопитающих. 18 миллионов лет назад появляется семейство гоминидов – человекоподобных, главными отличительными признаками которых являются двуногость и короткая параболическая челюсть с уменьшенными клыками. И вот не более трех миллионов лет назад возник человек, и надо сказать, это событие прошло совершенно незамеченным для мироздания.

Процесс формирования человека был настолько постепенным, что в науке даже нет единого мнения, кого из наших предков можно уже относить к роду Homo, то есть собственно к людям. Обычно первым видом человека считают homo habilis, человека умелого, который 2,7 млн лет назад научился изготавливать каменные орудия труда. Но у современного человека есть и другие отличия от животных, которые мы считаем довольно важными. Так, около 1 млн лет назад человек (или его предок) стал пользоваться огнем. Некоторые исследователи принципиальным признаком человечности считают наличие второй сигнальной системы, то есть членораздельной речи, которая появилась предположительно 250 тыс. лет назад. А может быть, человек стал истинным человеком тогда, когда стал хоронить своих умерших? Этой культурной традиции всего-то около 100 тыс. лет.

Кроме того, развитие человека происходило по законам, общим для всего животного и растительного мира, и потому не избежало такого явления, как параллельная эволюция. Очень часто сходные признаки начинают независимо развиваться у различных групп организмов, например, у разных групп кистеперых рыб появляются признаки земноводных. Точно так же и в нашей истории различные группы австралопитеков эволюционировали до человека, и уже в Африке известен не один вид homo. А уж когда человек расселился по планете, количество видов еще более умножилось, так что на Земле всегда соседствовало несколько видов людей. Только совсем недавно, порядка 20 тысяч лет назад, homo sapiens расправился со всеми конкурентами и стал единоличным хозяином планеты.

Из всего изложенного ясно, что эволюционная теория отвергает две исходные посылки догмата о грехопадении – что идеал существовал в прошлом, и что первые люди виноваты в его утрате. Никаких признаков райской жизни в истории человека мы не видим, так же как не видим и самого первого человека. Но если в реальности грехопадения не было, то что же тогда значит рассказ о согрешении Адама и Евы и их изгнании из рая? Да то же, что и содержание других первых глав книги Бытия. Они есть детище мифологического сознания, продукт определенного уровня знаний и способа мышления, когда миф был инструментом структурирования мира и овладения им.

Мы можем попытаться реконструировать развитие данного мифа путем сравнения его с известными нам сказаниями других народов. Самый древний пласт смысла предания о грехопадении раскрывает британский ученый Дж.Фрэзер в своей популярной книге «Фольклор в Ветхом завете» (1918 г.). Он замечает, что «вся суть истории грехопадения, по-видимому, состоит в попытке объяснить смертную природу человека, показать, откуда явилась смерть на земле». Фрэзер приводит сказания разных народов о происхождении смерти, где змеи пытаются перехитрить или запугать человека, чтобы присвоить себе предназначенное ему в удел бессмертие. Дело в том, что в древности было распространено поверие о бессмертии змей; якобы они омолаживаются, ежегодно меняя свою шкуру. Самый известный подобный рассказ содержится в шумерском эпосе о Гильгамеше. В нем мы читаем, как богоподобный Утнапиштим открыл герою Гильгамешу существование растения, которое обладало чудесной способностью возвращать утерянную молодость; как Гильгамеш раздобыл это растение и радовался тому, что вкусит от него и к нему вернется его молодость; как прежде, чем он успел это сделать, змей украл волшебное растение, пока Гильгамеш купался в холодной воде ручья; и как, наконец, потеряв надежду на бессмертие, Гильгамеш сел и заплакал. По мнению Фрэзера, в первоначальном, или, точнее говоря, в более раннем виде, легенда об изгнании из рая выглядела примерно так.

«Благожелательный создатель, вылепив из глины первых мужчину и женщину и одарив их жизнью простым дуновением в рот и в нос, поместил счастливую чету в земном рае, где, свободные от забот и труда, они могли питаться вкусными плодами восхитительного сада и где звери и птицы безбоязненно резвились вокруг них. В виде проявления своей высшей милости бог хотел наградить наших прародителей великим даром бессмертия, но решил при этом сделать их самих вершителями своей судьбы и предоставить на их собственное усмотрение принять либо отвергнуть предложенный дар. Для этой цели он посадил в середине сада два чудесных дерева, на которых росли плоды двух совершенно различных сортов: плоды одного дерева приносили смерть вкусившему от них, плоды другого — вечную жизнь. После этого он послал змея к мужчине и женщине, поручив передать им следующую весть: «Не ешьте ничего от древа смерти, ибо в тот самый день, когда вы станете есть от него, вы непременно умрете; но ешьте от древа жизни — и вы будете жить вечно». Но змей был самым хитрым животным на земле и по дороге решил извратить слова послания. И вот когда он пришел в Эдем и застал женщину одинокой, то сказал ей: «Бог так повелел: «Не ешьте ничего от древа жизни, ибо в, тот самый день, когда вы станете есть от него, вы непременно умрете; но ешьте от Древа смерти — и вы будете жить вечно». Глупая женщина поверила ему, стала сама есть роковые плоды и дала их есть мужу своему. Но коварный змей сам ел от древа жизни. Вот почему с тех пор люди остаются смертными, а змеи — бессмертными: змеи меняют ежегодно свою шкуру и потому остаются молодыми. Если бы змей не извратил слова пославшего его и не обманул нашу праматерь, то вместо змея мы сами были бы бессмертны».

К какому времени можно отнести появление подобных мифов? Очевидно, они начали формироваться тогда, когда человек стал задумываться о вопросах смерти и бессмертия, следовательно, не позднее, чем появился обряд погребения умерших. А это произошло около 100 тысяч лет назад, и условно эта датировка вполне может быть принята. Тем более, что в библейском повествовании об Адаме и Еве содержится еще одна деталь, отсылающая нас к столь же древним временам — при изгнании из Эдема Господь даровал им кожаные одежды. А выделка шкур получила распространение также примерно 100 тысяч лет назад, ибо именно с этого времени до нас доходят в больших количествах каменные скребки, необходимые для качественной выделки кожи.

Следующий этап развития мифологии должен был наступить при коренном изменении условий жизни, то есть во времена появления земледелия. К счастью, благодаря недавним открытиям археологов мы можем составить себе некоторое представление о духовной жизни людей в то время. Я имею в виду открытие древнейшего храмового комплекса в Гебёкли-Тепе, на территории современной Турции. Здесь, на плоскогорье северной Месопотамии, недалеко от старинного города Эдессы, в 1994 году начали раскопки немецкие археологи под руководством Клауса Шмидта. Постепенно перед учеными предстали замечательной сохранности мегалитические сооружения несомненно культового назначения, самые древние слои которого датируются 10 тысячелетием до нашей эры. Монолитные колонны в несколько метров высотой, украшенные прекрасной резьбой, соединены каменными стенами в округлые постройки. Вскрыто уже 4 таких сооружения, а под землей по данным геофизической разведки, находятся еще 16. Этот грандиозный храмовый комплекс, построенный на границе палеолита и неолита, просуществовал около 3 тысячелетий, а потом был тщательнейшим образом засыпан землей, что и обеспечило его хорошую сохранность.

В радиусе полутора сотен километров от Гебекли-Тепе обнаружено с полдюжины поселений раннего докерамического неолита, которые появились как раз в 9 тысячелетии до н.э. Поселения выглядели почти современно, они представляли собой тесно стоящие дома из кирпича-сырца на каменном фундаменте.

Впервые в истории основным занятием их обитателей была уже не охота, а земледелие. Генетические исследования пшеницы показывают, что первые ее культурные сорта были выведены в этом районе. Отсюда же родом рожь и чечевица. Что интересно, археологи утверждают, что поначалу оседлая сельскохозяйственная жизнь была нелегкой. Судя по пищевым остаткам, питаться люди стали заметно хуже. Ситуация изменилась только через пару тысяч лет, когда были выведены достаточно урожайные сорта зерновых. Зато со временем, продолжая совершенствовать технологии, земледелец научился производить значительно больше пищи, чем мог добыть охотник. Тогда появились условия для увеличения численности населения и возникновения более сложной социальной организации, то есть для дальнейшего развития общества.

Не только земледелием обязаны мы людям каменного века, построившим Гебекли-Тепе, но и животноводством. По археологическим данным, в пределах от Палестины до предгорий Тавра были одомашнены коровы, свиньи, козы и овцы. Здесь же появилась в 6 тысячелетии до н.э. и первая (если не считать Китая) керамика, и первая ткань, а спустя еще 2 тысячи лет Армянское нагорье стало одним из первых районов производства бронзы. Здесь было изобретено колесо. Далее, есть основания считать, что великие культуры Месопотамии и Египта созданы переселенцами из верховий Тигра и Евфрата. Таким образом, святилище Гебёкли-Тепе фактически обозначает родину современной цивилизации: здесь человек впервые начал строить крепкие постоянные жилища, целенаправленно заниматься земледелием и животноводством, изобрел керамику.

И если уж строители Гебёкли-Тепе создали материальные основы современной цивилизации, то было бы вполне естественным, если бы они передали нам и какие-то элементы своей духовной культуры. И действительно, нельзя не заметить, что обстоятельства их жизни и жизни библейского Адама в существенных моментах сильно совпадают. Во-первых, по времени. Согласно Библии, с сотворения мира и грехопадения прошло около 6-7 тысяч лет, а первый храм в Месопотамии был воздвигнут чуть более 11 тысячелетий назад. Разница более чем в 1,5 раза, но это цифры одного порядка. Во-вторых, по месту. Как известно, из рая вытекают реки Тигр и Евфрат (Быт.2, 10-14), Гебёкли-Тепе также расположен в их междуречье. В-третьих, по роду занятий. Изгнанному из рая Адаму Бог говорит: «Проклята земля за тебя, со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей, тернии и волчцы произрастит она тебе, и будешь питаться полевою травой; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт 3, 17-19). В обоих случаях, выражаясь научно, мы видим переход от присваивающего хозяйства к производящему. И наконец, творцов неолитической революции и библейских прародителей роднят особенные, невиданные до того отношения с Богом.

К сожалению, о содержании культа в Гебекли-Тепе нам пока ничего не известно. Однако хорошо известно, что ничто так не способствует вере в Бога, как горести и невзгоды. Как говорит русская пословица, пока гром не грянет, мужик не перекреститься. Поэтому есть все основания полагать, что страстный порыв к Богу, понуждающий людей каменного века, живших еще небольшими родовыми общинами, не имеющих даже тягловых животных, возводить монументальные мегалитические постройки, такой порыв к Богу мог быть вызван значительным ухудшением условий жизни, какими-то тяжелыми бедствиями и злоключениями. Есть гипотеза, что в то время Земля столкнулась с кометой, и это вызвало похолодание климата, наступил малый ледниковый период. Так или иначе, но есть свидетельства, что люди действительно стали жить хуже: костные останки того времени обнаруживают проблемы с зубами и деснами из-за более скудного и однообразного питания.

Драматичные изменения требовали осмысления и реакции, в результате древнее предание об утраченном рае дополнилось представлением о вине человека за это. Человек согрешил, и Бог отвернулся от него. Для восстановления утраченной связи были предприняты колоссальные усилия, памятником чему остались мегалиты северной Месопотамии. А духовная жизнь человека с того времени обогатилась нравственным императивом, требующим безусловного следования добру и отвержения зла. Человек может и должен исполнять закон добра, а в случае неисполнения он ответствен и подвергается наказанию. Это представление мы находим уже в древнейших (середина 3 тысячелетия до н.э.), дошедших до нас памятниках письменности  — египетских текстах пирамид. В них описываются сцены суда, который вершит над мёртвыми бог Анубис (позднее эта должность перешла к Осирису), и на котором взвешиваются их злые и добрые дела.

Таков в общих чертах генезис и смысл предания о грехопадении. Современная наука делает совершенно невозможным натуралистическое истолокование первых глав Библии. И отрицать это значит поступать, может быть, и благочестиво, но неразумно и вредно, в первую очередь, для самого христианства. Еще в 4 веке Блаженный Августин писал, «что коль скоро Священное Писание может быть истолковано в различных смыслах, не должно излишне твердо прилепляться к какому-нибудь одному из них. По крайней мере, нужно быть готовым к тому, чтобы отказаться от него в том случае, если более тщательное исследование истины его ниспровергнет, иначе Писание может быть осмеяно неверующими, что может закрыть перед ними путь веры».

Благоразумно ли намертво привязывать христианство к некоему схоластическому сооружению, в основе которого лежит буквально понятая библейская история Адама и Евы? И не является ли обоготворение буквы Писания формой идолопоклонства? В результате христианство начинает напоминать прекрасный цветок с засыхающими корнями, который давно пора пересадить на новую почву. В уже далеком 1970 г. в своей яркой и искренней книге «Почему я христианин» священник Сергей Желудков писал: «Грандиозное недоразумение заключается в том, что Ветхозаветная Библия, которую в большей ее части мы должны бы рассматривать как историю еврейского народа и его несовершенных религий — историю во многом лишь отрицательно-поучительную, — ветхозаветная Библия поставлена у нас в положение абсолютной святыни». Запрос на новое богословие существует, но, к сожалению, никаких серьезных работ в этом направлении до сих пор не появилось. Можно назвать только католического теолога Ханса Кюнга, который пытается выработать новое понимание христианства, основываясь исключительно на основополагающем факте воскресения Христова. Но его опыты не встретили одобрения, а сам он быстро был лишен права вести преподавательскую деятельность от имени церкви.

Церковь упорно игнорирует научные достижения, убеждая себя, что у науки есть только не очень достоверные преходящие мнения, а вечная истина заключена в Священном писании, и истина эта в том, что Ева была сотворена из ребра Адама. Христианство замкнулось в себе и не отвечает на вызовы времени. Может быть, у него нет ответов.

<- Воскресение Исход ->

 

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

Оставить комментарий

− 1 = 3