Слишком человеческое

<- Грехопадение Десять заповедей ->

Исход

 

Теперь от совсем уж мифологических времен грехопадения и всемирного потопа давайте обратимся к более близкой нам истории, а именно истории исхода Израиля из Египта, и посмотрим, можно ли буквально понимать данное библейское предание, или также стоит ограничиться только поиском символического его смысла.

Для этого познакомимся с историей Египта второго тысячелетия до нашей эры и попытаемся встроить в нее библейский рассказ. Как выяснится, сделать это не так-то просто.

Начнем с завоевание Египта гиксосами, то есть царями-пастухами. Так египтяне назвали азиатские племена амореев, хеттов и пр., которые в 18-17 веках до н.э., при слабых XIII и XIV династиях, переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила. Вооружением гиксосы превосходили египетскую армию. Так, они уже использовали боевые колесницы, которых не было у египтян. Для езды верхом лошади были еще мелковаты, и настоящая кавалерия появится почти на тысячу лет позже, когда будут выведены достаточно крупные породы скакунов. А на тот момент колесницы являли собой вершину военных технологий.

Постепенно гиксосы захватили власть в Нижнем Египте, и XV и XVI династии были гиксосскими. Подчинить Верхний Египет гиксосы не смогли, и в Фивах правила XVII династия. Освоив передовую военную технику и накопив силы, египтяне начали освободительную борьбу. Окончательную победу над завоевателями одержал первый фараон XVIII династии Яхмос I, около 1550 г. изгнавший их из Египта.

XVIII династия (1550-1292 г.) самая блестящая и знаменитая династия Древнего Египта. Фараон Тутмос III (1479-1425 г. до н.э.), выдающийся полководец, распространил свою власть на севере до Евфрата.

Египет и Ближний Восток при Тутмосе III.

Еще один знаменитый фараон XVIII династии Эхнатон в середине 14 века до н.э. предпринял первую в истории попытку ввести монотеистическую религию. Он провозгласил не очень популярного бога Атона, олицетворяющего солнечный диск, верховным божеством, запретил культы всех прочих богов и закрыл их храмы. Религия Эхнатона не надолго пережила своего создателя, последующие фараоны отказались от нее. Но само стремление Эхнатона ввести единобожие весьма примечательно. Зигмунд Фрейд связал его религиозную реформу с преданием об исходе. В цикле статей «Моисей и монотеистическая религия» Фрейд высказывает предположение, что Моисей был высокопоставленным жрецом культа Атона. Чтобы сохранить погибающий монотеизм, он возглавил еврейский народ, вывел его из Египта и постарался привить ему веру в единого Бога. Причудливая теория Фрейда не встретила никакой поддержки.

Во время XVIII династии получила распространение Книга мертвых – сборник религиозных текстов, который помещался в гробницу, чтобы помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести счастливую вечную жизнь на полях Иалу. Когда-то подобные текста высекали на стенах погребальных камер пирамид (Тексты пирамид), позже в гробницах фараонов и знати (Тексты саркофагов), и вот теперь заупокойный культ распространился в широких слоях населения. Самой интересной его чертой является идея посмертного суда, который вершит владыка загробного мира Осирис. Сердце покойного взвешивается на весах, и если оно оказывается тяжелее пера богини истины Маат, то стоящее тут же чудовище пожирает его. Чтобы избежать этого и обрести блаженство на полях Иалу, необходимо было вести добропорядочную жизнь.

Последним могущественным фараоном Египта был Рамсес II Великий из XIX династии, правивший приблизительно в 1279-1213 годах до н.э. Он прославился и масштабными строительными работами, и завоевательными походами. Стала знаменитой его битва с хеттами при Кадеше на севере современной Сирии в 1274 г. до н.э., в которой сошлись 20 тысяч египтян и 28 тысяч хеттов, и не смогли одолеть друг друга. Более многочисленная хеттская армия была к тому же вооружена железным оружием (хетты первыми научились выплавлять железо), но египтяне были лучше организованы. Это сражение стало первым в истории, отображенным в источниках обеих сторон, и первым, после которого был заключен официальный мирный договор. Для нас интересно то, что это было последнее крупное сражение бронзового века.

Мир накануне катастрофы бронзового века.

После смерти Рамсеса II все государства Средиземноморья и ближнего Востока приходят в упадок. Наступление «темных веков» называют катастрофой бронзового века и условно датируют 1200 г. до н.э. Наследнику Рамсеса II фараону Мернептаху (1213-1202) пришлось подавлять восстания в Палестине и отражать нашествие «народов моря» из Азии. Начавшуюся после Мернептаха анархию смогли на время преодолеть первые фараоны XX династии, но к середине 12 века до н.э. Египет утратил все свои владения в Сирии и Палестине, а в начале 11 века разделился на Верхний и Нижний. Период упадка и раздробленности затянулся до конца 8 века до н.э., пока в 728 г. до н.э. не воцарилась XXV эфиопская династия. Но очень скоро ей пришлось столкнуться с величайшей державой того времени — Ассирией, и в 671 г. до н.э. Египет попадает в зависимость от Ассирийской империи, от которой его освободило удивительно быстрое крушение последней в 655 г. до н.э.

Такова в общих чертах история Египта интересующего нас периода. Теперь давайте поразмыслим, когда мог состояться исход иудеев из Египта и завоевание ими Палестины?

Наиболее соответствует историческому контексту версия, что бегство Израиля состоялось тогда, когда Египет пришел в упадок и утратил контроль над Палестиной. Вряд ли кочевники пастухи смогли бы покорить страну, в которой стоят египетские гарнизоны, да Библия никогда и не упоминает египтян при описании завоевания земли обетованной. Поэтому вполне логично предположить, что евреи расселились в Ханаане по окончании царствования Рамсеса III (1180–1148 г.), с именем которого связан последний период величия Египта. Поэтому фараоном исхода мог бы быть Рамзес III, который, кстати, вел широкое строительство (евреи, как повествует Библия, тяжко трудились на изготовлении кирпича), или кто-то из его наследников.

Недостатком такой поздней датировки исхода является то, что она оставляет очень мало времени на период судей. От Иисуса Навина до царя Саула (конец 11 века до н.э.) получается всего около ста лет, тогда как события книги судей требуют в несколько раз больше времени. А ведь известно, что предания и мифы, запоминая только самое важное, концентрируют историю, они скорее сокращают временные интервалы, чем раздувают их. Обнаружение в 1896 г. в Фивах стелы фараона Мернептаха окончательно поставило крест на этой поздней датировке. Стела, датируемая 1209 годом, описывает в числе прочего победы фараона в Палестине и содержит следующую надпись: «Израиль опустошен, семени его нет». Имя «Израиль» в надписи обозначает, без всякого сомнения, народ, а не местность. Из этого следует, что в 1209 г. израильтяне уже обитали в Палестине и воевали с Египтом.

Но тогда получается, что последним из возможных фараонов исхода был Рамсес II (1279-1213 г.г. до н.э). Эта версия довольно популярна, хотя фараон исхода, как его описывает Библия, не очень-то похож на Рамзеса II, кроме того, она не согласуется с археологическими данными. Археологи не подтверждают появление в это время в Ханаане новой этнической группы, не находят тех разрушений, которые можно было бы связать с завоеваниями Иисуса Навина.

По сравнению с этим вариантом меньше недостатков будет у даты, предлагаемой самим Священным писанием. В третьей книге царств читаем (3Цар.,6:1), что строительство храма Соломона началось на четвертом году его правления и спустя 480 лет после исхода из Египта. Правда, если рассчитывать время между исходом и началом строительства храма по Книге судей, получается промежуток более 550 лет, но это разногласие можно устранить, предположив, что некоторые судьи могли действовать одновременно. Таким образом, исход будет приходиться на 1440-е годы до н.э., то есть на время энергичного и воинственного Тутмоса III. В качестве фараона исхода Тутмос III также маловероятен, как и Рамсес II, но у этой датировки есть хотя бы некоторые археологические подтверждения. Так, по согласному мнению археологов, Иерихон был разрушен не позднее 1400 г. до н.э., и до 1200 г. до н.э. на его месте не было вообще никакого поселения.

Как видим, ни одна из предполагаемых дат исхода во многих деталях не соответствует библейскому преданию. Чтобы понять причину этого, попробуем установить время появления той письменной его версии, которая дошла до нашего времени. В рассказе о продаже Иосифа в рабство (Быт., 37:25) упоминаются верблюды, также (Исх., 9:3) верблюды перечисляются среди скота фараона. Однако одомашнивание верблюдов произошло только в железном веке, и широко использоваться на Ближнем Востоке они начали с 9 века до н.э. Некоторые детали книги «Исход» хорошо соответствуют реалиям даже еще более позднего времени.  Скажем, стиракс, бальзам и ладан (Быт., 37:25) были основными продуктами аравийской торговли, процветавшей в 8-7 веках до н.э. Государства в землях Эдом и Мадиам образовались в 7 веке до н.э. Название земли Гесем в восточной дельте, отведенной израильтянам под поселение в Египте (Быт., 45:10), не египетское, а семитское, и могло появиться только в 6 веке до н.э., когда арабы, предводительствуемые династией Гешемов, расселились в восточной дельте. То есть книга «Исход» написана, по-видимому, не ранее 6 века до н.э. Это было тяжелое для еврейского народа время, время формирования национальной религии, и автор ставил перед собой цель, конечно же, не описать исторические события, а утвердить соотечественников в поклонении Яхве. Поэтому он весьма вольно обходился с древними преданиями о жизни предков в земле Египетской, используя их просто как историческую канву для своих богословских концепций.

Но когда же все-таки израильтяне жили в Египте? Они вполне могли прийти туда вместе с другими азиатскими племенами во время гиксосского завоевания, и вместе с ними же быть изгнанными из Египта в 16 веке до н.э. Если они и задержались в Египте после 1550 г. до н.э., то совсем не надолго. В противном случае иудеи должны были бы перенять хотя бы в каком-то виде представления египтян о бессмертии души и посмертном суде. Но эти идеи появляются в иудаизме только в античное время. Евреи ничего не позаимствовали из египетской религии, и это свидетельствует о том, что они никогда не были интегрированы в египетское общество.

 

<- Грехопадение Десять заповедей ->

 

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями.