Слишком человеческое

 

<- Исход Неэффективность ритуала ->

 

Рождество

 

Об обстоятельствах рождения Иисуса Христа нам рассказывают евангелия Матфея и Луки. Давайте внимательно прочитаем их, задавшись вопросом, где жили Иосиф с Марией до рождения своего первенца? На первый взгляд, вопрос кажется излишним. Хорошо известно, что они проживали в Назарете, о чем прямо говорит Лука, который излагает рождественскую историю следующим образом.

Римский император Август (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.) объявил очередную всеобщую перепись в империи. Это была первая перепись при римском правителе Сирии Квиринии во дни иудейского царя Ирода (73 г. до н.э. – 4 г. до н.э.). Для проведения переписи каждый должен был вернуться в свой город. Иосиф из Назарета вместе с Марией, с которой был обручен, отправился в Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова (царь Давид родился в Вифлееме). Там Мария родила Иисуса, спеленала и положила в ясли, «потому что не было им места в гостинице». Ангел и многочисленное воинство небесное возвестили пастухам в поле, что в городе Давидовом родился Спаситель, и они пришли поклониться младенцу. По прошествии восьми дней Иисус был обрезан. В положенный срок (на сороковой день после рождения) Святое семейство пришло в иерусалимский храм, чтобы представить младенца пред Господа и принести предписанные законом жертвы. Праведный и благочестивый муж Симеон и престарелая пророчица Анна признали Иисуса Мессией. После этого Иосиф и Мария вернулись в город свой Назарет, где и вырос Иисус.

Повествование Матфея совпадает с повествованием Луки в двух принципиальных моментах: Мария была девственна и Иисус родился в Вифлееме. Во всем остальном тексты евангелистов разительно отличаются друг от друга и не совпадают ни в одной детали (за исключением того, что действие происходит во дни царя Ирода). Рассказ Матфея выглядит так.

По обручении Иосифа и Марии оказалось, что Мария беременна. Иосиф хотел расстаться с ней, но узнал во сне, что Мария зачала от Духа Святого. Тогда они поженились, и родился Иисус. Звезду родившегося царя иудейского на востоке увидели волхвы и пришли в Иерусалим поклониться ему. У царя Ирода они узнали, что мессия должен родиться в Вифлееме. Путеводная звезда привела волхвов к нужному месту, они принесли младенцу дары и скрытно от Ирода возвратились на родину. Встревоженный Ирод оправил солдат в Вифлеем с приказом убить всех младенцев возрастом до двух лет по времени, которое выведал от волхвов. Но ангел во сне предупредил Иосифа, и Святое семейство скрылось от преследований в Египте. По смерти Ирода Иосиф хочет вернуться на родину, но все же опасается нового царя, сына Ирода Архелая. Получив во сне откровение, Иосиф отправляется в пределы галилейские в город Назарет.

Хоть Матфей и не говорит этого прямо, но по всему содержанию его рассказа выходит, что Иосиф с семьёй жил в Вифлееме. В этом городе родился Иисус, через какое-то время, что-то около года, в Вифлееме находят его волхвы, и сюда же Иосиф намеревается вернуться по возвращении из Египта. Переселение в Назарет совершенно очевидно вынужденное.

Какой вывод мы можем сделать из сравнения двух евангелий? Ясно, что евангелистам было необходимо согласовать факт происхождения Иисуса из Галилеи с древним пророчеством, согласно которому Мессия должен был явиться из Вифлеема. Но Матфей и Лука, по-видимому, опираются на две различные традиции, сложившиеся в раннем христианстве. Матфей полагает, что родители Иисуса изначально жили в Вифлееме, а после его рождения переселились в Назарет. Лука высказывает другую точку зрения – они жили в Назарете, но обстоятельства забросили их на непродолжительное время в Вифлеем.

Эти и другие разночтения в евангелиях заметны даже при поверхностном чтении и не вызывают особого удивления. Свидетели на суде обычно рассказывают об одном и том же событии совершенно по-разному. Даже один и тот же человек в разное время может высказывать разные мнения, что, например, мы не раз видим в книгах Иосифа Флавия «Иудейские древности» и «Иудейская война». При внимательном чтении Нового завета выясняется, что точки зрения евангелистов на многие аспекты жизни и учения Иисуса не совпадают. Кем был Иисус, как он пришёл в этот мир, чему учил, зачем творил чудеса, как относился к избранности иудейского народа, как вел себя и что чувствовал во время казни – ответы новозаветных авторов на эти и другие вопросы различаются.

Дело в том, что евангелисты писали в разное время и в разных местах, при различных обстоятельствах. У каждого были свои задачи, свои представления и предположения, каждый придерживался определенных традиций и источников. Авторы евангелий не просто описывали для потомков все слова и поступки Иисуса, они рассказывали историю его изречений и деяний, рассматривая их сквозь призму своих богословских представлений. Каждое евангелие является самостоятельным произведением, и механистическое объединение его с другими зачастую невозможно.

Из сказанного можно сделать два важных вывода. Во-первых, если даже у евангелистов нет абсолютного единомыслия, то, наверное, и современным христианам можно быть терпимее друг к другу. Во-вторых, не стоит ждать от евангелий исторической достоверности, ибо это сочинения не исторические, а богословские.

Что касается исторической достоверности, то, действительно, евангельские рассказы о рождении Христа рождают немало вопросов. Прежде всего это относится к евангелию от Луки. С одной стороны, он говорит, что описываемые им события происходили во дни царя Ирода, с другой – весь сюжет строится вокруг переписи, проведенной при сирийском правителе Квиринии. Но Квириний стал наместником Сирии только в 6 году н.э., после лишения царской власти сына Ирода Архелая, через десять лет после смерти Ирода. Это известно из Тацита, Иосифа Флавия и нескольких древних надписей. Вот как об этом говорит Флавий: «Область, некогда подчиненная Архелаю, была включена в состав Сирии. Император же послал туда бывшего консула, Квириния, чтобы сделать перепись в Сирии и продать дом Архелая».

Защитники евангелиста Луки с помощью хитроумных рассуждений разрешают этот анахронизм. Суть их аргументов сводится к тому, что римляне могли провести еще одну перепись в Иудее в последние годы правления царя Ирода, а Квириний в это время также мог быть наместником в Сирии. Несмотря на определённую натянутость этих объяснений, в целом их можно было бы принять, если бы не одно существенное обстоятельство – порядок проведения переписи.

Все примерно представляют, как проводятся переписи. Переписчики ходят по домам и получают от хозяев нужные им сведения. Чтобы труд переписчиков был максимально эффективен, переписи проводят во время наименьшей подвижности населения, например, в России это обычно февраль. Если бы вдруг вышло распоряжение для проведения переписи всем собраться в местах, где тысячу лет назад проживали их предки, это было бы не только странно, но и невыполнимо. Но именно это утверждает Лука, ведь Иосиф у него отправляется в город Давида, который жил на тысячу лет ранее.

Могли ли римляне действительно организовать перепись подобным образом, устроив столпотворение по всей стране? Разумеется, нет. Например, известный египетский папирус от 104 года н.э. содержит следующее постановление римских властей: «Пришло время для проведения подомовой переписи, сочтено необходимым принудить всех, кто находится под тем или иным предлогом за пределами своего места проживания, вернуться в свои дома для того, чтобы довести до конца перепись в соответствии с принятым постановлением». Мы видим, что всем странствующим римская власть предписывает вернуться в свои дома для проведения переписи. Согласно Луке, Иосиф проживал в Назарете, следовательно, там он и должен был пройти перепись, и отправляться куда-либо ему не было никакой необходимости.

Что же касается чудес, сопровождающих рождение Христа, то для лучшего их понимания следует познакомится с тем, как в давние времена было принято рассказывать о рождении великих личностей. Рождения ни одного героя не обходилось без знамений и чудес.

Вот что Плутарх рассказывает о рождении Александра Македонского. «Накануне той ночи, в которую молодым предстояло быть запертыми в спальне, невесте представилось, что разразилась гроза и молния ударила ей в живот, причем от этого удара вспыхнул большой огонь, который распался на разнесшиеся повсюду языки и угас… Рядом со спящей Олимпиадой видели вытянувшегося змея… Передают также, что Филипп лишился того самого глаза, которым через щель в двери увидел бога, возлежащего в виде змея с его женой. Олимпиада же с глазу на глаз открыла Александру тайну его рождения и повелела замышлять лишь то, что достойно его происхождения».

Философ Аполлоний Тианский родился на несколько лет позже Иисуса Христа и прожил долгую жизнь, наполненную чудесами. Он исцелял больных, воскресил девушку, умершую в день свадьбы, прославился своими прорицаниями. Его неопифагорейская школа рассматривалась в какой-то степени как конкурент христианству. Рождение Аполлония, естественно, тоже не обошлось без чудес. «Когда мать еще носила Аполлония во чреве, ей явился египетский бог Протей, чей изменчивый облик воспет Гомером, и, ничуть не испугавшись, она спросила, кого ей предстоит родить. «Меня», — ответил тот. — «Но кто ты?». — «Я — Протей, египетский бог». Стоит ли объяснять знатокам словесности, какова мудрость Протея, как многообразны его обличья, как он неуловим, как славен ведением прошедшего и будущего? Говорят, Аполлоний родился на лугу, близ того места, где теперь стоит посвященный ему храм. Не умолчу и об обстоятельствах его рождения. Незадолго до времени родов его мать увидела во сне, будто гуляет по лугу, срывая цветы. Когда она наяву пришла на этот самый луг, она задремала на траве, и туг нежданно слетелись кормившиеся на лугу лебеди, окружили спящую хороводом, захлопали крыльями, как у них в обычае, и все вместе согласно запели — словно зефир повеял над лугом. Она проснулась, разбуженная пением, и разрешилась от бремени, — ведь преждевременное разрешение от бремени зачастую бывает вызвано внезапным испугом. А местные жители передают, что именно в этот миг молния, уже устремившаяся, как казалось, к земле, вновь вознеслась и исчезла в эфире — этим способом, я полагаю, боги явили и предвестили будущую близость к ним Аполлония и будущее его превосходство надо всем земным и все, чего суждено было ему достигнуть».

Мы понимаем, что эти истории содержат фольклорный и мифологический элемент, и не склонны принимать их за чистую монету. Евангелия по вполне понятным причинам мы воспринимаем по иному, но, надо полагать, что и их авторы не могли совершенно избежать мифологического восприятия истории.

 

<- Исход Неэффективность ритуала ->

 

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

Оставить комментарий

8 + = 17